Электронные коммуникации и вещание по грузински: что применимо в Украине?

09.12.2015
Электронные коммуникации и вещание по грузински: что применимо в Украине?

Принятия нового Закона об электронных коммуникациях в Украине очевидно и это всего лишь дело времени. Но вот какой он будет – пока очень открытый вопрос.

Сегодняшнее тенденции в нормотворчестве позволяют сделать очевидные выводы – в ближайшее время будет внедрено новое обширное государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций путем принятия соответствующего закона.

За последние полгода имеем уже четыре официальные редакции такого законопроекта, а вариантов этих редакций уже и не сосчитать. Но все они об одном – сумбурное перенесения норм Закона о телекоммуникациях, в перемешку с новомодными терминами, а также новыми полномочиями НКРСИ, полное или частичное не соответствия профильным Директивам ЕС.

Последнее время в Украине модно использовать все грузинское – от специалистов этой страны до их методов государственного управления. Потому, было принято решения узнать у коллег медиателекомобщества Грузии, как у них то все устроено в части государственного регулирования электронных коммуникаций.

И так, Грузия.

Грузия пошла по пути учреждения одного «мега» регулятора для сферы электронных коммуникаций и для сферы вещания - Национальной комиссии по коммуникациям Грузии.

Комиссия - юридическое лицо публичного права, постоянно действующий национальный регулирующий орган, не подчиняющийся ни одному государственному ведомству. Комиссия не является созданным на основе государственного имущества юридическим лицом публичного права (учреждением) или корпорацией публичного права.

В обозначенных сфере работают два специальных закона:
1. «Об электронных коммуникациях» - устанавливает правовые и экономические основы деятельности с использованием электронно-коммуникационных сетей и средств, принципы формирования и регулирования конкурентоспособной среды в этой сфере, функции национального регулирующего органа (Комиссии), права и обязанности физических и юридических лиц при владении, пользовании и предоставлении услуг электронно-коммуникационными сетями и средствами.

2. «О вещании» - определяет порядок осуществления вещания, порядок создания и функции национального регулирующего органа в сфере вещания, условия регулирования деятельности в указанной сфере, порядок и процедуры приобретения права на осуществление вещания.

Цель - формирование общественного вещания, независимого от государственного вмешательства;
регулирование деятельности в сфере вещания в соответствии с принципами прозрачности, справедливости и беспристрастности посредством национального регулирующего органа;
обеспечение свободы слова и мнения, стимулирования конкурентной среды между вещателями, равноправия и независимости вещателей, эффективного использования частот.

Что ж заслуживает внимания национальных законоверстателей в системе грузинского регулирования электронных коммуникаций и вещания?

1. Система авторизации и лицензирования

Авторизацию деятельности осуществляет Комиссия в течении 10 дней с момента получения соответствующей декларации по следующим видам:
- обеспечения электронно-коммуникационными сетями и средствами;
- поставка услуг электронно-коммуникационными сетями и средствами;
- вещание (телевещание и радиовещание (кроме эфирного радиовещания)

Комиссия правомочна приостановить авторизацию: по собственной инициативе, в случае, если авторизованное лицо в течение более одного года одновременно:
- не осуществляет авторизованную деятельность;
не представляет Комиссии расчеты стоимости регулирования или представляет нулевой расчет;
- не оплачивает стоимость регулирования;
- по собственной инициативе, в случае нарушения авторизованным лицом требований законодательства Грузии и применения ранее в отношении указанного лица за это нарушение в виде санкции письменного предупреждения и штрафа.

1. Авторизованное лицо вправе:
- требовать от оператора электронно-коммуникационной сети общего пользования предоставления доступа к соответствующим средствам его сети или (и) поставки взаимоподключения;
- при осуществлении своей деятельности пользоваться исчерпаемым ресурсом и устанавливать тарифы на доступ к элементам собственной сети и электронно-коммуникационные услуги;
- полностью или частично передавать другим лицам права и обязанности, вытекающие из лицензии на пользование радиочастотным спектром; Лицензируется только деятельность, предусматривающая использование радиочастотного спектра. Определена Законом возможность передачи лицензии другому лицу по предварительному согласию Комиссии.

2. Наличия одного «мега» регулятора Комиссии, как для сферы вещателей так и для сферы телекома.

Комиссия состоит из 5 человек, срок полномочий - 6 лет.

3. Перечень действующих в сфере электронных коммуникаций европейских гармонизированных стандартов утверждается правительством Грузии, соответствующие этим стандартам телеком оборудование не требует дополнительной сертификации.

4. Нет обязанности по УПП для вещателя.

В тоже время, установлена обязанность для Общественного вещателя, Аджарского телевидения и радио Общественного вещателя, а также для общего вещателя - размещать программы новостей и общественно-политические программы в лучшее время и обеспечивать своевременное информирование аудитории в зоне их обслуживания о событиях, происходящих в Грузии и мире.

При этом, вещатель обязан там, где это возможно, обеспечить выделение части телевизионного времени (за исключением времени, выделенного для программ новостей, спортивных событий и игр, рекламы, телетекста и телешопинга) для продукции европейского производства. Указанная часть времени, уделенного продукции европейского производства, используется в прогрессивном порядке, на основании соответствующих критериев, с учетом информационных, образовательных, развлекательных и культурных обязательств вещателя перед зрителем и слушателем.

5. Программные ограничения для вещателей

Установлены следующие программные ограничения для вещателей:
1. Запрещается пропаганда войны в любой форме.
2. Запрещается показ программ, которые в какой-либо форме создают явную и прямую угрозу разжигания расовой, этнической, религиозной или иной розни, дискриминации какой-либо группы либо подстрекательства к насилию.
3. Запрещается показ программ, направленных на нанесение оскорбления, дискриминацию лица или группы по физическим возможностям, этнической принадлежности, религии, мировоззрению, полу, сексуальной ориентации или другим признакам либо статусу, или особо подчёркивающих эти признаки либо статус, кроме случаев, когда это необходимо исходя из содержания программы и ставит целью иллюстрацию существующей розни.
4. Запрещается размещение порнографии, а также программы или рекламы, посягающей на честь, достоинство и основные свободы человека и гражданина, которая содержит непристойность.
5. Запрещается размещение программ, оказывающих вредное воздействие на физическое, умственное и нравственное развитие детей и подростков, в то время, когда существует большая вероятность того, что эти программы будут ими увидены или услышаны.
6. Предусмотренная пунктом 4 программа или реклама (кроме программы или рекламы, ущемляющей основные права и свободы человека) может размещаться только в кодированной форме на основании договора, оформленного с потребителем индивидуально.

6. Определения в законе порядка уплаты и размеров штрафов

7. Регулирование вопросов доступа

Существует обязанность, в целях надлежащего исполнения обязательства по допуска к соответствующим элементам сети, оператора электронно-коммуникационной сети, имеющий значительное рыночное влияние, обеспечить функциональные и технические характеристики соответствующих элементов собственной сети на уровне определенных законодательством технических стандартов.

Авторизованное лицо, желающее получить доступ к соответствующим элементам сети, должно четко изложить в своей заявке безусловный акцепт, условий, определенных предложением имеющего значительное рыночное влияние оператора о предоставлении допуска и взаимоподключения (пригласительной офертой). И существенные условия поставки допуска и к соответствующим элементам собственной сети и взаимоподключения в случае его запроса о взаимоподключении.

Стороны должны принять все справедливые и разумные меры, в течение 30 дней со дня принятия заявки прийти к согласию и оформить договор о допуске к соответствующим элементам сети или(и) взаимоподключении и представить Комиссии его копию в течение 3 рабочих дней со дня двустороннего подписания.

В целях содействия дальнейшему развитию электронно-коммуникационных сетей, а также расширению видов услуг, предоставляемых потребителям, и внедрению новых коммуникационных технологий Комиссия правомочна соответствующим решением требовать от оператора электронно-коммуникационной сети обеспечить доступ к соответствующим элементам сети и их свободным функциональным ресурсам и мощностям с учетом условий, затребованных желающим авторизованным лицом. При принятии решения Комиссией учитываются следующие обстоятельства:
а) уровень развития соответствующего сегмента рынка услуг;
б) технические и экономические возможности оператора-поставщика допуска;
в) наличие свободных функциональных ресурсов и истребуемых мощностей элементов сети оператора-поставщика допуска;
г) объем инвестиций, подлежащих осуществлению оператором электронно-коммуникационной сети, и соответствующие инвестиционные риски;
д) необходимость обеспечения долгосрочной конкуренции на соответствующем сегменте рынка услуг;
е) обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность.

8. Установлена плата за регулирования – обязанность только для вещателя

Конечно же, наверное, отмеченные законы Грузии имеют и недостатки в регулировании для наших реалий, но мне кажется, что интерес должны вызывать как раз сильные стороны регулирования, с целью возможной трансплантации в национальное законодательство о вещании и электронных коммуникациях.

Оксана Павленко
для Телекомпалаты Украины